
Сценарная профессия требует не только мастерства, но и выносливости: путь в индустрию у каждого свой, и часто он оказывается гораздо сложнее, чем представлялось в начале. Мы решили попросить автора, который только входит в профессию, поделиться опытом, наблюдениями и выводами.
Сегодня наш гость — Регина Орлова, начинающий сценарист. Поговорим о первых шагах в профессии, неожиданностях индустрии и напоминаниях, которые важно оставить себе на будущее.
Сегодня наш гость — Регина Орлова, начинающий сценарист. Поговорим о первых шагах в профессии, неожиданностях индустрии и напоминаниях, которые важно оставить себе на будущее.
1. Если бы ты составляла краткую библию персонажа Регина Орлова, что бы ты указала в первую очередь?
Регина Орлова, 27 лет, брюнетка.
Год назад уволилась из треклятого офиса, чтобы посвятить свою жизнь сценариям и разбогатеть на них (пока получается просто посвящать свою жизнь сценариям).
У нее сбит график бодрствования, она заедает стресс фастфудом и боится не успеть реализоваться, поэтому время от времени то нагружает себя работой, то тревожно прокрастинирует, — об этом она пишет в своем телеграм канале.
Она обожает хорроры, но до чертиков боится их смотреть, а еще комедии и дубляж Руслана Габидуллина.
Регина мечтает написать слоубернер в жанре хоррор и драмеди про офисную тиранию и самодурство управленцев, так как накопилось уж очень много эксцентричных кейсов и характерных прототипов с прошлых мест работы.
2. Почему сценаристика? Не писательство, не режиссура, а именно сценарии?
В детстве у меня была мечта стать актрисой и всегда тянуло к кинематографу.
Актрисой стать не получилось, но в университетском актерском кружке режиссер на разборе пьесы похвалил образность моего мышления и посоветовал попробовать себя в режиссуре или сценаристике.
В режиссуру я сходила — пока не мое, так как хочу больше погрузиться в нюансы драматургии, прежде чем идти работать с кадром.
На сценариста учиться мне понравилось больше.
Так или иначе, я с малых лет хотела связать свою жизнь с кино, а выбор конкретной кинопрофессии был вопросом времени. Выбрала. Теперь я тут.
3. С чего ты начала?
С книжек Кулешова и заметок в телефоне. Как и любому начинающему, мне очень хотелось написать историю своей жизни. Спойлер: не делайте так, прямое цитирование ваших будней будет интересно ровно никому.
Когда я поняла, что ничего не знаю о драматургии, я пошла учиться.
Сначала училась на режиссера, где большое внимание мы уделили написанию сценариев. Помню, группа получилась очень экспериментальной, потому что каждый из учеников хотел стать автором своей истории, а не просто научиться постановочной режиссуре.
Мы углубились в драматургию, мне повезло с педагогом (Павел Бардин, привет!).
Спустя время, чтобы освежить в памяти пройденное и с нуля собрать свою полнометражную историю, я пошла учиться уже на сценариста.
Научилась видеть концепты, выстраивать конфликты, работать с диалогами.
4. Какие сложности возникли в самом начале и как ты их преодолевала?
Базовая сложность начинающих — где искать проекты.
После обучения на сценариста мой хороший товарищ порекомендовал меня режиссеру, который срочно искал автора на проект. Я написала тестовое, и из десятка кандидатов режиссер выбрал меня.
Нетворкинг творит чудеса, очень важно искать единомышленников и заявлять о себе.
5. С какими проблемами сталкиваешься сейчас?
У сценаристов проблема стабильно одна – поиск заказчиков, поэтому я все также пишу тестовые и рассылаю готовые заявки.
Еще бывают проблемы с недобросовестными заказчиками, которые либо неожиданно меняют правила игры и сами не понимают, что им нужно, либо предлагают за работу копейки. Хорошо, что есть опытные наставники и друзья, которые подсказывают, как правильно решить ситуацию.
6. Как для тебя выглядит киноиндустрия?
Бессонные ночи, правки, дедлайны, питчинги, матерные посты в телеграм канале о том, как все идет не так и хочется кушать.
В каждой шутке есть доля правды, но помимо суровой действительности киноиндустрия еще и про создание невероятных миров, новых людей, экспедиции, свободный график.
Есть ощущение причастности к большому и важному.
Сценарист — такая же профессия, как и остальные, только с возможностью проживать тысячи разных жизней со своими героями. Это вдохновляет.
7. Что ты знаешь о способах пробиться и продать сценарий?
Сейчас существует огромное множество питчингов и конкурсов, а за последние год-два, когда люди из индустрии массово завели телеграм каналы, предложение о работе и запросы на поиск готовых сценариев можно увидеть у кого-нибудь в блоге.
А еще я состою в сценарном комьюнити, где организаторы нередко предлагают расписать конкретную идею с дальнейшим продвижением, и я берусь за такие возможности.
Но, как ни крути, в индустрии решают связи. Не в том извращенном смысле, как все привыкли понимать это слово, а в контексте нетворкинга. Ты общаешься, питчишь, вступаешь в соавторство, ведешь свой блог, заводишь знакомства.
Качать личный бренд — самый верный способ получить работу, потому что заказчику проще довериться человеку, которого он знает лично или по сарафану.
8. Какие неожиданные открытия о процессии ты для себя сделала, попав в мир кино?
Здесь все очень долго! Как правило, все заявки читаются неделями, плюс не все продакшены дают обратную связь, поэтому ты просто длительное время существуешь в ожидании. Сами истории тоже переписываются месяцами, а то и годами.
Хочется, чтобы в кино все работало чуточку быстрее, но едва ли это возможно, так как хорошую историю на скорую руку не напишешь.
Еще одно открытие: писать кино — очень психотерапевтический процесс.
Во-первых, ты работаешь с людьми и качаешь навыки слышать, уступать, поддерживать, разделять боль.
Во-вторых, твои герои требуют живых прототипов, поэтому ты идешь читать про характеры, акцентуации травмы, фобии.
Многие авторы и сами посещают психологов — это круто! В общем, мы постоянно находимся в терапии, личной и чужой, поэтому сценаристы однозначно проницательные люди.
9. Мир кино медленно, но всё же меняется — где-то в лучшую сторону, где-то пока не очень. Какое изменение в индустрии ты бы поддержала, даже если оно пока звучит как фантазия?
Если разрешили пофантазировать, то сейчас я разгуляюсь! Пусть у всех сценаристов будет бесплатный психолог, юрист, травяной чай и массажные кресла.
А вообще, базовая потребность сценариста, как мне кажется, заключается в комфортных и безопасных отношениях с заказчиками и коллегами.
Знаю, что многие люди уходят с постоянной работы в творческий фриланс, чтобы снизить уровень тревожности и стресса, но натыкаются на те же проблемы, что были в офисе. Может быть, тренинги по профилактике выгорания в индустрии спасли бы ситуацию.
А еще было бы здорово получать стажировку в сценарные комнаты от киношкол, где новичкам позволят написать ванпейджер по утвержденной заявке или расписать сцену.
И раз уж речь зашла про киношколы, то полезно будет ввести полноценную программу по современному кинематографу. Нетленная классика – это здорово, но зачастую сценаристы после получения корочки не имеют представления о потребительском спросе и современных тенденциях, поэтому входят в профессию с искаженным восприятием кинематографа и устаревшими кейсами.
10. Представь, что ты достигла своего личного успеха и осуществила большую часть своих желаний. Что бы ты из будущего сказала бы себе нынешней, что пожелала бы?
Объединяйся и знакомься с крутыми ребятами, сила – в людях.
Приумножай силу духа, настойчивость и любознательность, – эта те костыли, что всегда помогали нам добиваться желаемого.
Делай силовые упражнения, брось вредные привычки, наладь режим и скупай щиткоины.
Регина Орлова, 27 лет, брюнетка.
Год назад уволилась из треклятого офиса, чтобы посвятить свою жизнь сценариям и разбогатеть на них (пока получается просто посвящать свою жизнь сценариям).
У нее сбит график бодрствования, она заедает стресс фастфудом и боится не успеть реализоваться, поэтому время от времени то нагружает себя работой, то тревожно прокрастинирует, — об этом она пишет в своем телеграм канале.
Она обожает хорроры, но до чертиков боится их смотреть, а еще комедии и дубляж Руслана Габидуллина.
Регина мечтает написать слоубернер в жанре хоррор и драмеди про офисную тиранию и самодурство управленцев, так как накопилось уж очень много эксцентричных кейсов и характерных прототипов с прошлых мест работы.
2. Почему сценаристика? Не писательство, не режиссура, а именно сценарии?
В детстве у меня была мечта стать актрисой и всегда тянуло к кинематографу.
Актрисой стать не получилось, но в университетском актерском кружке режиссер на разборе пьесы похвалил образность моего мышления и посоветовал попробовать себя в режиссуре или сценаристике.
В режиссуру я сходила — пока не мое, так как хочу больше погрузиться в нюансы драматургии, прежде чем идти работать с кадром.
На сценариста учиться мне понравилось больше.
Так или иначе, я с малых лет хотела связать свою жизнь с кино, а выбор конкретной кинопрофессии был вопросом времени. Выбрала. Теперь я тут.
3. С чего ты начала?
С книжек Кулешова и заметок в телефоне. Как и любому начинающему, мне очень хотелось написать историю своей жизни. Спойлер: не делайте так, прямое цитирование ваших будней будет интересно ровно никому.
Когда я поняла, что ничего не знаю о драматургии, я пошла учиться.
Сначала училась на режиссера, где большое внимание мы уделили написанию сценариев. Помню, группа получилась очень экспериментальной, потому что каждый из учеников хотел стать автором своей истории, а не просто научиться постановочной режиссуре.
Мы углубились в драматургию, мне повезло с педагогом (Павел Бардин, привет!).
Спустя время, чтобы освежить в памяти пройденное и с нуля собрать свою полнометражную историю, я пошла учиться уже на сценариста.
Научилась видеть концепты, выстраивать конфликты, работать с диалогами.
4. Какие сложности возникли в самом начале и как ты их преодолевала?
Базовая сложность начинающих — где искать проекты.
После обучения на сценариста мой хороший товарищ порекомендовал меня режиссеру, который срочно искал автора на проект. Я написала тестовое, и из десятка кандидатов режиссер выбрал меня.
Нетворкинг творит чудеса, очень важно искать единомышленников и заявлять о себе.
5. С какими проблемами сталкиваешься сейчас?
У сценаристов проблема стабильно одна – поиск заказчиков, поэтому я все также пишу тестовые и рассылаю готовые заявки.
Еще бывают проблемы с недобросовестными заказчиками, которые либо неожиданно меняют правила игры и сами не понимают, что им нужно, либо предлагают за работу копейки. Хорошо, что есть опытные наставники и друзья, которые подсказывают, как правильно решить ситуацию.
6. Как для тебя выглядит киноиндустрия?
Бессонные ночи, правки, дедлайны, питчинги, матерные посты в телеграм канале о том, как все идет не так и хочется кушать.
В каждой шутке есть доля правды, но помимо суровой действительности киноиндустрия еще и про создание невероятных миров, новых людей, экспедиции, свободный график.
Есть ощущение причастности к большому и важному.
Сценарист — такая же профессия, как и остальные, только с возможностью проживать тысячи разных жизней со своими героями. Это вдохновляет.
7. Что ты знаешь о способах пробиться и продать сценарий?
Сейчас существует огромное множество питчингов и конкурсов, а за последние год-два, когда люди из индустрии массово завели телеграм каналы, предложение о работе и запросы на поиск готовых сценариев можно увидеть у кого-нибудь в блоге.
А еще я состою в сценарном комьюнити, где организаторы нередко предлагают расписать конкретную идею с дальнейшим продвижением, и я берусь за такие возможности.
Но, как ни крути, в индустрии решают связи. Не в том извращенном смысле, как все привыкли понимать это слово, а в контексте нетворкинга. Ты общаешься, питчишь, вступаешь в соавторство, ведешь свой блог, заводишь знакомства.
Качать личный бренд — самый верный способ получить работу, потому что заказчику проще довериться человеку, которого он знает лично или по сарафану.
8. Какие неожиданные открытия о процессии ты для себя сделала, попав в мир кино?
Здесь все очень долго! Как правило, все заявки читаются неделями, плюс не все продакшены дают обратную связь, поэтому ты просто длительное время существуешь в ожидании. Сами истории тоже переписываются месяцами, а то и годами.
Хочется, чтобы в кино все работало чуточку быстрее, но едва ли это возможно, так как хорошую историю на скорую руку не напишешь.
Еще одно открытие: писать кино — очень психотерапевтический процесс.
Во-первых, ты работаешь с людьми и качаешь навыки слышать, уступать, поддерживать, разделять боль.
Во-вторых, твои герои требуют живых прототипов, поэтому ты идешь читать про характеры, акцентуации травмы, фобии.
Многие авторы и сами посещают психологов — это круто! В общем, мы постоянно находимся в терапии, личной и чужой, поэтому сценаристы однозначно проницательные люди.
9. Мир кино медленно, но всё же меняется — где-то в лучшую сторону, где-то пока не очень. Какое изменение в индустрии ты бы поддержала, даже если оно пока звучит как фантазия?
Если разрешили пофантазировать, то сейчас я разгуляюсь! Пусть у всех сценаристов будет бесплатный психолог, юрист, травяной чай и массажные кресла.
А вообще, базовая потребность сценариста, как мне кажется, заключается в комфортных и безопасных отношениях с заказчиками и коллегами.
Знаю, что многие люди уходят с постоянной работы в творческий фриланс, чтобы снизить уровень тревожности и стресса, но натыкаются на те же проблемы, что были в офисе. Может быть, тренинги по профилактике выгорания в индустрии спасли бы ситуацию.
А еще было бы здорово получать стажировку в сценарные комнаты от киношкол, где новичкам позволят написать ванпейджер по утвержденной заявке или расписать сцену.
И раз уж речь зашла про киношколы, то полезно будет ввести полноценную программу по современному кинематографу. Нетленная классика – это здорово, но зачастую сценаристы после получения корочки не имеют представления о потребительском спросе и современных тенденциях, поэтому входят в профессию с искаженным восприятием кинематографа и устаревшими кейсами.
10. Представь, что ты достигла своего личного успеха и осуществила большую часть своих желаний. Что бы ты из будущего сказала бы себе нынешней, что пожелала бы?
Объединяйся и знакомься с крутыми ребятами, сила – в людях.
Приумножай силу духа, настойчивость и любознательность, – эта те костыли, что всегда помогали нам добиваться желаемого.
Делай силовые упражнения, брось вредные привычки, наладь режим и скупай щиткоины.
Спасибо Регине за честный, живой и очень точный рассказ о том, как это — делать первые шаги в профессии. В СкриптКлаб мы верим: именно такие истории помогают не растеряться на старте и не обесценить свой путь. Путь новичка — это не про незнание, а про движение вперёд. И нам радостно быть рядом на этом маршруте.