СЛОВАРЬ СЦЕНАРИСТА
Словарь сценариста составили:
  • Елена КАМАЗОВА
    Сценарист
  • Алина РАЙХМАН
    Сценарист
— это фильмы, в которых режиссер выступает как ключевой создатель, контролируя сценарий, визуальный стиль и повествование, чтобы выразить свое уникальное видение. Такие работы часто отличаются узнаваемым стилем и глубоким личным подходом, как, например, фильмы Уэса Андерсона или Кристофера Нолана. Часто сценарист и режиссер в авторском кино – один человек.
— целостная сюжетная часть сценария. В классической трехактной структуре:
Первый акт знакомит зрителя с миром, героями и задает основной конфликт (например, в "Чужом" это появление команды на корабле и обнаружение угрозы).
Второй акт развивает конфликт, добавляя препятствия и усложняя задачу героя (команда пытается выжить, но ситуация ухудшается).
Третий акт приводит историю к кульминации и завершению, разрешая конфликт (победа или поражение героя, как в финальной схватке с Чужим).
Эта структура помогает удерживать внимание зрителя и логично развивать сюжет.

— наиболее распространенный способ оформления сценариев, где одна страница равна примерно одной минуте экранного времени. Используется шрифт Courier New, размер 12 pt, с фиксированными отступами для реплик, описаний и имен персонажей. Специальные программы для работы со сценариями автоматически приводят текст к этому формату, что упрощает работу и унифицирует сценарии для производства.

— это краткое описание сюжета сценария, обычно объемом 5–10 предложений. Она раскрывает основную идею, ключевые события и конфликт, не углубляясь в детали.

— это персонаж или сила, которая противостоит главному герою на пути к цели. Если антагониста как конкретного персонажа нет, его роль могут выполнять абстрактные силы, такие как природа, общество или внутренние конфликты. Например, в фильме "Изгой" антагонистом становится сама природа, с которой герой борется за выживание.
— это главный персонаж, который лишен типичных черт героя (идеальности, благородства), но все же вызывает симпатию или интерес. Например, Тони Сопрано из сериала "Клан Сопрано". Он — глава мафиозной семьи, который сочетает в себе жестокость, хитрость и семейные ценности. Это делает его одновременно отталкивающим и притягательным.
— это путь личностных изменений персонажа, его эмоциональный и психологический рост (или падение) в ходе сюжета. Например, в "Короле Льве" Симба проходит путь от беззаботного львенка до ответственного правителя, преодолевая страх и сомнения.
– интеллектуальное кино, ориентированное на творческий эксперимент и глубокие идеи. Часто с нестандартным повествованием и визуальным стилем. Оно рассчитано на вдумчивого зрителя, готового к сложным темам и необычным формам. Например, фильмы Ларса фон Триера или Стэнли Кубрика часто относят к арт-хаусу из-за их философского подхода и минималистичной эстетики.

— это краткий план сценария, где каждая сцена описывается одним предложением. Он помогает структурировать историю, не углубляясь в детали. Например, для фильма "Матрица": "Морфеус предлагает Нео выбрать между синей и красной таблеткой", "Он начинает тренировки, чтобы понять свои способности.", "Нео встречает Агента Смита в схватке, где погибает.".
– это набор сценарных документов, в которых содержится описание мира сериала, понятия, которые характерны для этого мира, а также все персонажи сериала с важными для истории характеристиками. Например, в библии сериала "Игра престолов" были бы описаны все дома, их история, мотивы и взаимоотношения, а также ключевые локации, такие как Вестерос и Королевская Гавань. Это помогает авторам и продюсерам сохранять целостность истории на протяжении всех сезонов.
– нарезка динамичных кадров, которая показывает, как герой решает определенную задачу. Например, налаживает отношения с другими персонажами, учится чему-то, тренируется перед соревнованием Бобслей показывает смену состояний персонажей и ход времени.
— это предыстория, которая создает контекст и атмосферу в основной истории. Она помогает понять мотивы персонажей и логику их действий. Например, в "Звездных войнах" бэкстори Дарта Вейдера объясняет, как он из рыцаря-джедая превратился в главного антагониста.
— краткая сценарная заявка на одну страницу, включающая жанр, формат, логлайн, синопсис.
— это многосерийный фильм, где каждая серия представляет собой самостоятельную историю с началом и концом, но при этом может быть связана общими персонажами и/или миром. Например, в сериале "Доктор Хаус" каждая серия — это новый медицинский случай, но сквозной сюжет о личной жизни Хауса добавляет горизонтальную линию.

— документ с графиком съемочного дня, перечнем всех задействованных цехов, часов их занятости, адресом локации, номерами телефонов и пр.

— это многосерийный фильм, где каждая серия является продолжением предыдущей, создавая единую непрерывную историю. Например, в сериале "Острые козырьки" каждая серия развивает общий сюжет, где события и решения персонажей напрямую влияют на дальнейшие эпизоды.

— комедийный прием, поверхностная шутка, в основе которой – очевидная нелепость или ситуация, которая вызывает мгновенный смех. Гэги часто визуальны и не требуют глубокого понимания контекста. Пример из классики: в фильмах Чарли Чаплина герой может поскользнуться на банановой кожуре или попасть в нелепую переделку, что сразу вызывает реакцию у зрителя.

— вид монтажной склейки, при которой один и тот же объект находится в разных точках кадра или на разном отдалении.
— это гибридный жанр, где реальные события воссоздаются с помощью актеров и драматических сцен, но с сохранением документальной точности. Например, фильм "Социальная сеть" рассказывает реальную историю создания соцсети, но с элементами драматургии. Хотя некоторые моменты могут быть художественно преувеличены, основа сюжета остается документальной.
— это жанр, где герой преодолевает внешние обстоятельства или внутренние конфликты, делая тяжелый моральный выбор. Например, фильм "Побег из Шоушенка". Фильм серьезный, эмоциональный и лишенный жанровых примесей.
— гибридный жанр, где комедийные элементы сочетаются с драматическими, создавая баланс между смешным и серьезным. Яркий пример жанра - сериал "Дрянь".

— черновик сценария, который может многократно переписываться. Упоминание драфта с номером значит, какая это по счету версия сценария.

— это событие, которое запускает основное действие сюжета, задавая конфликт или цель для героя. Например, в фильме "Матрица" завязка — это момент, когда Нео получает сообщение "Следуй за белым кроликом", что приводит его к встрече с Морфеусом и началу его пути в Матрице.
— сценарный документ, который представляет проект фильма или сериала. В нем вкратце указаны все ключевые элементы: название, формат (например, полный метр или сериал), хронометраж, логлайн, референсы (похожие проекты), целевая аудитория и краткий синопсис (описание сюжета).

— cокращенно ЗК. Обозначение в сценарной записи, когда герой говорит реплику, не находясь в кадре. Например, в фильме "Бойцовский клуб" голос рассказчика (Тайлера Дердена) часто звучит за кадром, комментируя события, которые зритель видит на экране.
— фильм, снятый без поддержки крупных студий, часто с минимальным бюджетом. Например, хоррор "Ведьма из Блэр: Курсовая с того света" снят в стиле "найденной пленки" и рассказывает о студентах, пропавших в лесу во время съемок документалки о местной легенде. Картина почти в 500 раз превысила свой бюджет в прокате и показала, как инди-проект может стать культовым благодаря оригинальной идее при минимальных затратах.

— звуковые события, создающие атмосферу окружающего пространства.
— это обозначение в сценарии, указывающее, что действие происходит внутри помещения. Например, сцена в квартире героя будет помечена как ИНТ. КВАРТИРА, а в офисе — ИНТ. ОФИС.

— высшая степень переживания героя, высвобождение чувств. Изначально слово происходит от древнегреческого медицинского термина, описывающего эмоциональное очищение, а физиологическое.
Пример катарсиса в фильме "Зеленая миля": когда Джон Коффи перед казнью рассказывает о своей усталости от мира и когда просит не надевать капюшон. Этот момент становится эмоциональным освобождением и для героя, и зрителя, вызывая глубокое сочувствие и очищение через слезы.

— прием в построении сюжета, когда действие прекращается как раз в тот момент, когда зритель напряженно ожидает развязку. Один из ярчайших примеров клиффхэнгера — финал 3-й серии 2-го сезона сериала "Шерлок", где герой, прыгнув с крыши, кажется погибшим, но в последнем кадре зритель видит его живым и невредимым. Этот момент оставляет аудиторию в жгучем ожидании объяснения.

— это конфликт или столкновение противоположных взглядов, сил, идей или интересов. Пример коллизии — в фильме "Темный рыцарь", где Бэтмен сталкивается с Джокером, чьи хаос и анархия противостоят порядку и справедливости, которые отстаивает герой. Это столкновение идеологий становится двигателем сюжета.
— это жанр, где юмор, сатира и нелепые ситуации создают основу сюжета, часто через противоречия и абсурд. Например, в фильме "Один дома" комедия строится на противостоянии маленького мальчика и грабителей, чьи попытки обокрасть дом оборачиваются чередой смешных неудач.
— это художественный прием в кино, где изображение и звук противоречат друг другу, создавая новый смысл. Например, в фильме "Крестный отец" сцена крещения ребенка сопровождается звуками убийств, что усиливает драматизм и подчеркивает двойственность ситуации.
— КМ, короткометражка, короткий метр, коротыш — это киноработы длительностью до 40 минут, где каждая деталь важна для раскрытия идеи. Характерная его особенность – лаконичность, предельная ясность замысла.
— это момент наивысшего напряжения в сюжете, где конфликт достигает пика. Например, в фильме "Мстители: Финал" кульминацией становится битва всех героев с Таносом, где решается судьба вселенной.
— это краткое описание сюжета в 1-2 предложениях. Из логлайна должно быть понятно: кто герой, чего он хочет, что или кто ему мешает и как в итоге герой добивается своего.
Например, логлайн фильма "Чужой": "Команда космического корабля сталкивается с смертоносным инопланетным существом, и единственный способ выжить — уничтожить его, даже ценой собственной жизни."

— это жанр, где главное — чувства и отношения между героями, а сюжет строится вокруг любви, страданий и эмоциональных переживаний. Например - "Дневник памяти" Ника Кассаветиса.
— это ключевой момент в середине сценария, который меняет направление истории. Также известен как "центральный поворотный пункт". Например, в фильме "Матрица" мидпойнт — это сцена, где Нео понимает, что он Избранный, и начинает верить в свои силы, что кардинально меняет его путь.
— расположение объектов в кадре. Может быть статичной или камера может двигаться.

— это жанр, где фильм стилизован под документальный, но на самом деле является вымыслом. Пример мокьюментари — фильм "Реальные упыри". Это псевдодокументалка о жизни группы вампиров, которые делят квартиру в современном мире.
— это обозначение в сценарии, что действие происходит на улице или в природной среде. Например, сцена в лесу будет помечена как НАТ. ЛЕС, а на городской площади — как НАТ. ПЛОЩАДЬ. Также встречается вариант "экстерьер".(сокращенно ЭКСТ).
— это схематичная раскадровка, где герои изображены упрощённо, как в детских рисунках.
— контроль качества видеоматериалов для трансляции на ТВ. Самые злобные зрители. Проверят и запятые в титрах, и звук, и картинку.
— это герой, который служит для продвижения сюжета, но не имеет глубины или собственной мотивации. Например, в фильме "Челюсти" мэр города — это персонаж-функция: его действия (игнорирование угрозы акулы) нужны только для создания конфликта, но его личность и мотивы почти не раскрываются.
— устная презентация идеи фильма. Может дополняться визуальным рядом (презентацией).
— краткие синопсисы каждой серии сериала.
— поэпизодный план – сценарий фильма или серии сериала, разбитый на сцены (без диалогов).
— это фильм, который рассказывает о событиях, произошедших до оригинальной истории. Например, "Хоббит" — это приквел к "Властелину колец", показывающий, как Бильбо Бэггинс нашел Кольцо Всевластья.
— скрытая реклама товаров и услуг в фильме - например, когда герои игрового кино используют технику определенного производителя и это ненавязчиво включено в сюжет.
— это главный герой, вокруг которого строится сюжет.
— вид вертикальных сериалов, где сюжет строится на какой-либо профессии и каждая серия – это отдельное дело (кейс). Пример процедурала — сериал "Закон и порядок", где каждая серия представляет собой отдельное уголовное дело: от расследования до суда. При этом сквозная линия персонажей добавляет глубину, но основное внимание уделяется именно процедурам и раскрытию преступлений.
— эффект замедления в кино, который достигается съемкой с высокой частотой кадров. Один из визуальных эффектов
— сюжет фильма, переданный через рисунки в определенной последовательности. Может быть схематичным
— документ, отражающий видение режиссером будущего фильма. Часто отражается в виде таблицы с хронометражем, раскадровкой, действием, звуком и т. п.
— пометка в сценарии, характеризующая персонажа, действие, обстановку и т.д.
— речь персонажа.
— совокупность художественных элементов, через которую рассказана конкретная сцена. Чаще всего употребляется в комедиях и означает интересные и смешные обстоятельства, в которых действую персонажи.
— это фильм, где основное действие происходит в пути, а путешествие становится метафорой внутренних изменений героев. Пример роуд-муви — фильм "Трасса 60". Главный герой отправляется в путешествие по загадочной трассе, где каждый отрезок пути становится для него уроком, а встречи с необычными персонажами помогают ему понять себя и свои желания. Дорога здесь — это метафора жизненного пути.
— это прием, создающий напряжение и тревогу у зрителя, когда он ожидает развязки в напряженной сцене. Например, в фильме "Психо" сцена в душе, где зритель ожидает нападения, но не знает, когда оно произойдет, — это классический пример саспенса.

— это мир, в котором происходит действие, совокупность времени, места и обстоятельств. Например, в фильме "Бегущий по лезвию" сеттинг — это мрачный, технологически продвинутый будущий Лос-Анджелес, где люди сосуществуют с репликантами, что создает атмосферу и влияет на сюжет.
— продолжение оригинального фильма.
— краткое изложение сценария с описанием ключевых героев, сеттинга, ключевых сюжетных поворотов и духовным изменением героя в финале истории. Синопсис может занять одну и более страниц в зависимости от требований продакшна. Синопсис сериала с вертикальной структурой может содержать пример нескольких вертикальных сюжетов. Синопсис, как и сценарий, пишется в настоящем времени.
— то же, что и рапид.
— подвид жанра ужасов, где основное внимание уделяется кровавым убийствам, часто совершаемым маньяком. Например, в фильме "Хэллоуин" маскарадный убийца Майкл Майерс преследует и убивает подростков, создавая атмосферу страха и напряженности.
— это сценарий, написанный автором по собственной инициативе, без заказа от студии, но с расчетом на то, что его могут купить и использовать для съемок. Спек, который точно передает стиль и характеры героев, также может позволить автору попасть в авторскую комнату действующего сериала.
— это фильм или сериал, который развивает историю второстепенных персонажей или событий из оригинальной вселенной. Например, "Лучше звоните Солу" — это спин-офф сериала "Во все тяжкие", где рассказывается история адвоката Джимми Макгилла до его превращения в Сола Гудмана.
— события, которые происходят с героями в тесной связи с идеей автора. В основе сюжета лежит конфликт, который и является его движущей силой.
— это короткая, яркая сцена в начале фильма или сериала, которая призвана захватить внимание зрителя и вызвать интерес к дальнейшему развитию сюжета. Например, в сериале "Шерлок" тизером может быть сцена, где Шерлок разгадывает загадку за секунды, сразу показывая его гениальность и задавая тон всему эпизоду.
— это фактические события истории, изложенные в хронологическом порядке, без учета того, как они поданы в сюжете. Например, в фильме "Криминальное чтиво" фабула — это реальная последовательность событий, а сюжет — это то, как они показаны зрителю, с нелинейной структурой и переплетением сцен.
— это сцена, в которой показываются воспоминания героев или события из их прошлого.
— это сцена, которая показывает события, еще не произошедшие в текущем времени сюжета.
— это группа зрителей, для которых создается фильм, учитывая их возраст, интересы и предпочтения.
— это то, чего он хочет достичь, и что движет его действиями на протяжении сюжета. Например, в фильме "Властелин колец" цель Фродо — уничтожить Кольцо Всевластья.
— прием в драматургии, согласно которому каждый элемент в сюжете должен быть значимым и в итоге сыграть свою роль. Например, в "Интерстелларе" часы, подаренные Мерф, становятся ключом к передаче сообщения через время и пространство. При этом все, что не влияет на сюжет существенно, должно быть удалено.
— это вступительная часть сюжета, которая знакомит зрителя с героем, его обычной жизнью и сеттингом, но не влияет на развитие основных событий. Например, в фильме "Назад в будущее" экспозиция показывает жизнь Марти Макфлая: его отношения с семьей, школу, увлечение музыкой и дружбу с доктором Брауном. Все это происходит до того, как он попадает в прошлое на машине времени.